Вот
я все думаю: Иван Купала, вроде бы веселый народный праздник. С гуляниями, высокими
кострами, краснощеками девицами и добрыми молодцами, с цветением папортника,
приворотами, свободным сексом, громкими песнями до рассвета. Но нет, эта одна
лишь видимость. И на поверку, по изучению документов истории русского народа
и по рассказам очевидцев - Иван Купала получается одним из наиопаснейших дней
в году.
Календарь пахаря и жнеца всецело зависит от солнца и луны. Год в его понимании
делится на четыре части. Зиму от лета, холод от тепла отделяет летнее солнцестояние
(для нашего века - 22 июля) с его самым длинным днем и самой короткой ночью.
Переход на лютую зиму происходит вмомент зимнего солнцестояния (22 декабря).
Аккурат посередине между этими датами - весной и осенью - случаются равноденствия.
Вот там четыре опорные точки солнцеворота, четыре важные даты, которыми пользуются
для проведения своих ритуалов и те, и эти. Там, где для церкви - святые дни,
для ведьм - время полета на Лысую Гору. Если уж веселиться, то всем вместе.
У христиан
Рождество святого Иоанна Крестителя (Предтечи) относится к великим праздникам
(церковные праздники бывают "двунадесятые" и "великие",
двунадесятие - более важные, чем великие). Из великих праздников, Предтеча -
самый любимый, самый массовый. Ангел Гавриил предсказал, что у старого батюшки
Захария и его попадьи Лизаветы родится сын, которого уже и ждать перестали.
Гавриил также сообщил родителям, что на их дитя возложена миссия крещения будущего
Спасителя. Вобщем, порадовал чету священнослужителей. Сын, нареченный Иоанном,
родился в самый длинный день года.
У язычников
Праздник летнего солнцестояния есть во всех календарях. В противоположность
22-му декабря, рождеству бога солнца (Митры, Осириса), "двери богов"
- 22 июля считается "дверью людей" или вовсе "вратами ада".
В этот день на свет выпускаются плотские желания, копившиеся год и уж порядком
забродившие. Строгие до девичьей чести крестьяне в этот день разрешают своим
дочуркам все: с парнями купаться, с чужими мужьми валяться. Потому что молодые
жены тоже могут позволить себе реализацию любых сексуальных фантазий с теми,
кто им не достался по возрасту или по чину - "в годину ту сатана красуется".
До прихода христианства в день летнего солнцестояния русские бесились в честь
Ярилы, воплощения Солнца. Переименование в Купалу случилось, скорее всего, при
крещении Руси. Иоанн Креститель посвящал в свою веру путем полного погружения
в воды Иордана, фактически, он купал новообращенных. Отсюда, милое отечественное
словечко "купала", тот, кто купает.
Папоротник
По расхожему суеверию, в ночь на Ивана Купалу папоротник расцветает огненным
цветком. Это соцветие обладает магическими свойствами, и за право обладания
им вступают в борьбу потусторонние силы и опытные колдуны - куда с ними простому
человеку тягаться. Однако, из года в год (по сей день) находятся чудаки, желающие
попытать счастья. А счастье, скажу я вам, от огненного папоротника можеть привалить
немалое.
Купальский феномен папоротника послужил прототипом аленького цветочка в сказке
Аксакова. Главным героем там выступает принц-чародей с наложенным на него заклятием
звероподобности. Чтобы удивить девушку, которая по планам принца должна влюбиться
в него и силой своей страсти снять заклятие, он ежедневно совершает сотни магических
действий: предметы в его владениях движутся сами по себе, блюда готовятся без
участия повара и возникают на столе без помощи официантов, на стенах пламенеют
высказывания принца. Магия, обильная и непринужденная, объясняется тем, что
в дальнем углу принцева сада произрастает аленький цветочек - скорее всего,
папортник, который зацвел и отцветать не хочет. Когда девушка не оправдывает
ожидания чудовища, не возвращается в назначенный час, огненный цветок вянет,
замок разрушается, колдовство принца теряет силу, а вместе с тем, теряет силы,
умирает он сам.
По преданиям восточных славян, человек, сумевший в купальскую ночь сорвать и
припрятать (в обуви, за щекой, под кожей, проткнув кожу руки) горящий цветок
папортника мигом приобретает комплект магических свойств. Он начинает видеть
на расстоянии и вглубь земли (отсюда - речь о кладах, что еще заинтересует крестьянина,
как ни чужое добро?), понимает язык животных и растений, может становиться невидимым,
быстро перемещаться на большие расстояния и главное - становится очень умным.
Другие растения
Купала приходится на самую теплоту, когда все растения в соку, поэтому не кажется
абсурдной традиция - собирать в ночь на Купалу травы и приписывать им супер-целебные
свойства. Любой простец (не маг) в это время может отправиться в лес, так глубоко,
чтобы не было слышно пение петухов, усесться посреди поляны с травами и ждать
ночи. С наступлением полной темноты, травы начнут говорить русским языком, хвастаться:
"Я от того-то помогаю, а я от того-то..." Таким образом, человек с
нормальной памятью может за одну ночь стать продвинутым специалистом по траволечению
и тем существенно улучшить свою благосостояние.
Кроме чудесного папортника, есть арарат-трава, которая растет только в месте
слияния Оки и Москва-реки. Сама по себе она ценноси не имеет, но указывает на
другие магические растения, то есть является ключом. С араратом в руке можно
найти перелет-траву, при помощи которой совершается аппарация (быстрое перемещение
в загаданную точку); ломоцвет, который открывает замки любой сложности безо
всякой алахоморы (воры-взломщики зашивают домоцвет в палец руки, под кожу, а
потом пользуются этим пальцем как волшебной палочкой); марию-магдалину (по человечески,
девясил), от которой тоска проходит; плакун-траву от домогательства бесов. Много
чего можно было найти с араратом в те стародавние времена, когда атлас траволечения
считался атрибутом злонамеренной ведьмы.
Пережинщики
Считалось, что на Купалу в полях появлялись пережины - заломы и закруты посевов,
выстриженные или смятые дорожки. Дело с точки зрения магически подкованного
крестьянина выглядело примерно так: колдун брал ножницы, черти брали колдуна
за ноги, переворачивали вниз головой и несли над колосящимся полем. Несмотря
на неудобную позу, колдун быстро и геометрически точно выстригал в поле одну
полоску (диагональю, из угла в угол поля) или две, крест накрест. Художества
на поле могла устроить и ведьма в низком бреющем полете на метле. Одной рукой
держалась, другой - брала колосья в горсть и закручивала в узел. Цель этих магических,
а вовсе не хулиганских действий: снять с испорченного поля будущий урожай, саму
его возможность, и перенести плодородие к себе на участок. Поэтому регулярно
удачиливые в смысле урожая сельчане испытывали на себе гнев и недоверие со стороны
суеверных ленивцев. На них смотрели косо и все пытались выяснить: колдун - не
колдун, а если не колдун - чего ж так все хорошо у него?
В Англии с пережинами разобрались уже давно, назвали crop circles (британские
пережины все больше круговые) и отписали к сфере действий волшебных персонажей,
фейри (на современному сленге - инопланетян). Англичане давно поняли, что поле
с пережинами становится неимоверно плодородным хотя бы на один сезон, в России
- все наоборот (ну почему, почему у нас все всегда наоборот?!). Заломленное
поле у нас считается порченным, работать на нем больше нельзя, прикоснувшийся
к залому может заболеть или умереть даже. Надо срочно звать попа с паникадилом,
на воротах дома рисовать дегтем большой крест (надежное средство от интереса
ведьм), у калитки класть грабли зубьями вверх. "Подбежит колдовка, прыгнет
и застрянет в зубьях" - образец вековой мудрости, как темнеть начнет, придет
пьяный сосед, наступит на грабли, будет орать как резаный, полезет драться,
побьет сгоряча стекла, посуду - реальное положение дел.
Ведьмовской вопрос
Деревенские жители относились к ведьмам двояко. С одной стороны, надо же где-то
лечиться, с другой стороны - проверка на вшивость типа купальской. Если не прыгаешь
через костер, если не валяешься в грязи, а потом не лезешь купаться в речку
в этой грязной одежде вместе со всеми (тоже мне обычай) - значит, нечистая.
Колдовка, значит. Бей ее. Она мне ребенка сглазила, а мне поле пережала.
На самом деле, купальские бесчинства становятся позволительными простым людям
(не магам) лишь потому, что летнее солнцестояние - профессиональный праздник
ведьм. Из городов и деревень, из сонных лощин и цветущих долин несутся они на
своих мощных метлах, нимбусах корейского производства, на шабаш, слет мыслящих
женщин. А шабаш - на горе. Или в заброшенном доме готической наружности. Или
в Стоунхендже. Те ведьмы, которых на съезд не пускают, объясняя эту несправедливость
их низкой квалификацией, летают и веселятся сами по себе - с подружками с местности.
Ибо каждая ведьма знает как минимум 5 себе подобных, и входит с ними в контакт
каждую свободную минутку: бывает с помощью телепатии, а бывает и по интернету.
Собравшись вместе, ведьмы вызывают себе дежурного дьявола. Вопреки распротсраненному
заблуждению, они не молятся на дьявола, а играют с ним, пляшут, целуются и все
такое. Легко себе представить: толпа одиноких женщин и один привлекательный
парнишка в мантии с красным подбоем. С ховстом, рогами - дюже эротично. А если
всерьез, то никем еще не раскрыта тайна шабашей. Что означают метлы и полеты
на них? Каков состав и действие волшебной мази? Были ли шабаши чистой галлюцинацией?
Если да, то как ведьмы из разных мест узнавали друг друга, встречаясь в реальной
жизни? И узнавали ли, право слово?
Обычай: на Купалу мужики рядились. Выворачивали тулупы, на голову одевали мохнатые маски, брали метлы и прыгали на них верхом, подражая полету ведьм. Вообще, в этот день все пугливые становились ужасно смелыми, норовили свести счеты с демоническим миром. Водяного пугали, черта ловили, среди односельчанок пытались найти ведьм - глядели, кто через огонь боится прыгать или купаться не хочет (само собой, невзирая на погоду и телесные недуги).
Обычай: на Купалу брали деревце, наряжали его цветными тряпочками, носили
по деревне со специальными песнями. Потом сжигали. Почему? По народной традиции.
Кто ж его поймет, народ этот. Или вот другая древесная традиция: девушки наряжали
дерево, водили вокруг него хоровод в течение часа, парни терпеливо сидели в
стороне, а потом вдруг скопом кидались на их произведение, рвали его и портили,
девушки с ними дрались, драка перерастала в потасовку с сексуальным подтекстом.
Обычай: из соломы делали куклу небольшую или в человеческий рост, наряжали
ее в женскую рубаху, на шею вешали украшения, называли куклу Мариной, водили
вокруг нее хороводы, ели, пили, а потом сжигали и в реку бросали. Кукла Марина
означала зиму, холод, смерть, ведьму, бесовское наваждение, плохой урожай, болезнь,
все горести мира. Имя ТМаринаУ в разных областях звучало как Морана, Маржена,
Морена, Мара и ассоциировалось с мороком (туманом), мраком, мором (заразной
болезнью), мереком (чертом), морозом и хмарой (тучей). Куклу Марину сжигали
при любой на то возможности и в течение года неоднократно: в начале марта при
встрече весны, на масленицу, на Красную Горку и так далее, чуть ли не до самой
осени.
Путаемся в датах
По идее: языческий праздник Ивана Купалы = христианский праздник Рождество Крестителя
Иоанна = летнее солнцестояние = самый длинный день в году. На самом деле: со
временем кадендарь разъехался во все стороны. Во-первый, по состоянию на 2002
год самый длинный день бывает с 20 по 22 июня. Во-вторых, по-старому стилю Купала
праздновался 24 июня, а по-новому это будет - 7 июля.
Легенда: в ночь на Ивана Купалу в преступное инцестуальное соитие вступают
стихии огня и воды, принявшие облик брата и сестры, Ивана и Марьи. Инцест между
родственниками, как и все другие отклонения в половой сфере, расценивался людьми
простыми и суеверными, как проявление бесовства. Свальный грех в ночь, негласно
посвященную темным силам, поощрялся как исключение из правил - ну, один-то раз
в году можно!
Суеверие: на Купалу змея-медянка слепая, неядовитая и в целом безопасная,
получает зрение на 24 часа, звереет и кидается на людей. Силы ее броска достаточно,
чтобы пробить человека насквозь. Мифологически змеи, большие и малые, определены
хранительницами кладов, а так как в эту ночь всякий лентяй бежит в лес наблюдать
за цветением папоротника в надежде отыскать закопанные пиастры, конфликт между
змеей и человеком налицо.
Обычай: на Купалу принято портить все красивое и дорогое человеческому
сердцу. Например, хорошо облить ведром грязи наряженную девушку, которая с радостной
улыбкой спешит на танцы к подругам и надеется понравится лучшему парню с местности.
Еще здорово напиться водки и начать свистопляску под окнами человека, которого
в деревне считают колдуном. Если колдун настоящий, он выйдет и даст всем по
шее. А если поддельный, то забоится, затаится, сделает вид, что спит - значит,
нормального человека потревожили, можно идти к другому дому.
Суеверие: ночью на Ивана Купала водяной празднует свои именины и хочет,
чтобы в заводи не было посторонних. Люди, которые залив глаза, лезут нырять
и под водой бесчинствуют, водяного возмущают до глубины души. Он ловит нетрезвых
пловцов, тащит на дно и поступает с ними в зависимости от настроения. Парней
отдает поиграть русалкам, девок берет себе.