Над реальностью


"Аптекарь! Дай мне что-нибудь - смягчить воображенье!"

Король Лир


В мире, где все подчинено регламенту, где на работу и с работы идут в определенный час, где нужно вычислять калории, чтобы не стать жирной коровой, где идеалом считаются сушеные воблы и расторопные, точные как часы и сдержанные как королева-мать клерки, только иррациональное может спасти наши души от иссушения. Если погибнет царство фантазии, погибнем мы - как люди, существа мыслящие и чувствующие.

Когда сознание закрепощено, заключено в рамки, вырывается бессознательное. Мы заперты в больших городах, как куклы в душных коробках. Нам даже негде крикнуть "эге-ге-гей". Услышат, осудят. Зачем кричать? Чтоб эмоционально облегчиться. Расхожий психотерапевтический прием, неизощренный, но действенный: ночью пойти к железнодорожным линиям, найти мост, по которому ходят поезда, дождаться поезда и заорать что есть мочи, вкладывая в этот крик нерешенные проблемы. Тогда тебя никто не услышит, а боль улетит с криком.

Рекламные, киношные, дизайнерские образы в духе сюрреализма - это "эге-ге-гей" интеллектуала, который не находит выхода своим желаниям, а под мост идти стесняется. Действует принцип корсета: искусственное зауживание талии приводит к выпиранию груди. У живущих по расписанию шалит воображение. В результате вся культурная продукция (фильмы, книги, дизайнерские предметы интерьера и одежды) - с подвохом, она подмигивает, безумно хихикая. Вещи, созданные чокнутыми, могут покупать только душевнобольные. Кресла в форме цветочных горшков. Платья, место которым в провинциальном театре. Украшения, напоминающие орудия пыток.

Обыденность скучна. Откажемся от очевидного. Это принципы сюрреализма, и сегодня они стали нашей жизненной позицией.
Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, последством которого возможно выражение реального функционирования мысли в письменной, устной или любой другой форме. Диктовка мысли без всякого контроля со стороны разума, вне всяких эстетических или моральных ограничений.

Андре Бретон. Из "Манифеста сюрреализма" (1924)

Кто такое? Что такой?

Принято говорить, что сюрреализм наступил в 1924 году, а отступил в 1969-м. Вы сами понимаете, что это неправда, поскольку мы живем в эпоху развитого сюрреализма - а значит, ничего не кончилось, напротив, все только начинается. До сюрреалистов были дада, воинственные молодые люди, которые утверждали, что "очищение личности может состояться лишь в состоянии безумия, причем безумия агрессивного и полного". Хотя сюрреалисты бились насмерть за то, что у них нет предшественников, а теория иррационального уникальна, ярость дадаистов сквозит в их манифестах и картинах.

Слово "сюрреализм" придумал Гийом Апполинер в 1917 году. Сюрреалистической (буквально, над-реалистической, отображающей большее, чем действительность) он назвал свою драму "Груди Тиресия". Первенство Апполинера в этом вопросе многократно оспаривалось - но это доказывает только то, что сюрреалисты все поголовно были спорщиками и несоглашенцами.

Сюрреалисты утверждали, что бессознательное (внеразумное) является истиной в последней инстанции. У автрийского психолога Зигмунда Фрейда они позаимствовали идею об отсутствии различий между здоровым человеком и больным. Они продолжили мысль так: сумасшествие не контролируется разумом, поэтому творить лучше в припадках безумия (разумеется, искусственно вызываемого).

Сюрреалисты считали, что
- каждый человек является творцом, по крайней мере, был таковым в детстве, а теперь ленится или боится
- доверия заслуживает только иррациональное
- создавать произведения искусства надо спросонья, пока рассудок не отягощен реалиями, а бессознательные образы еще не попрятались по закоулочкам
- лучшие картины рисуют дети, медиумы, обитатели клиники для душевнобольных, представители племен в первобытной стадии развития.

Дали: "Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности."


Основные приемы освобождения сознания и создания революционно иных предметов искусства:

"Сны наяву"

Собрания сюрреалистов, где сидя за бутылкой вина, они играли. Разнообразные игры сводились к одному: совмещение несовместимого, погоня за ошибками и оговорками, коллажирование смыслов и образов. Проще говоря, они хотели порезать реальность, а потом склеить ее в новом порядке. Голова человека, руки обезьяны, хвост крокодила, мысли ангела.

"Изысканный труп будет пить молодое вино"

Любимая игра сюрреалистов (может стать любимой игрой в вашей компании). Люди садятся за стол, пьют, едят, разговаривают, одновременно передавая вдоль стола бумажку. Каждый вписывает туда пару слов и заворачивает так, чтобы следующий не видел написанного. На бумажке складываются фразы - порой абсурдные, порой лирические и глубокомысленные, отражающие... что? Быть может, дух компании. А может, общее настроение эпохи.
У этой забавы, на самом деле, нет определенного названия. "Изысканный труп..." получился у сюрреалистов, вы можете переименовать игру по своему желанию.

Фроттаж (натирка)

Берется любая неровная поверхность, допустим, стена дома. На нее накладывается лист бумаги и натирается, допустим, мелком. Полученные хаотические разводы художник изучает и интерпретирует в фантазийном ключе (чаще всего из фроттажа получается неземной пейзаж).

Автоматическое письмо

Любой человек, в том числе, не писатель, садится за стол, берет в руки хорошо расписанную ручку и удобный блокнот (чтобы ничего не отвлекало), расслабляется, старается не думать ни о чем конкретном и... Пишет все, что приходит в голову, любые слова и фразы. Пусть не связные, они отражают истинную картину "я" пишущего на данным момент. По результатам автоматического письма можно гадать или проводить психологический анализ - зависит от того, насколько пищущий серьезно относится к себе.

Рецепт бессознательного творчества от художника-сюрреалиста Андре Массона
1. Освободите сознание от рациональных связей, достигая состояния, близкого к трансу.
2. Полностью подчинитесь неконтролируемым и неразумным внутренним импульсам.
3. Работайте по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.

Что вышло?

Сюрреалисты отрицали социальную роль искусства, но время перехитрило их. Сюрреалистические формы были с восторгом приняты архитекторами и дизайнерами, шокирующий кинематограф стал достоянием масс и собственно - обыденностью. Вступил в силу закон Оскара Уайльда: "Не искусство отражает жизнь, а жизнь отражает искусство." Все начиналось как революция, а закончилось ароматическими свечками прихотливых форм. Море повседневности поглотило бунт и выплюнуло в виде предметов интерьера (на грани мещанства).

У сюрреалистов были грандиозные планы - они хотели изменить сознание. Заменить все привычные милые скучные образы на уродливые или пугающие. По сути, их мечты сбылись: сюрреалистические идеи завоевали мир, проникли во все сферы и изменили мир больших городов до неузнаваемости. Их игры действительно раскрепостили наше сознание, но... нам трудно оценить насколько смягчилась человеческая косность последние полвека.

Чисто внешне: да, отлично. Плоды бессознательного процветают повсюду. В изобразительной сфере не осталось ничего строго реалистичного - начиная с картин в выставочном зале и заканчивая биллбордами на магистралях. Кино? Молчи, грусть, молчи. Реализм спрятался в лентах документалистов и грустно смотрит оттуда на величественные марсианские и мордорские пейзажи, в которых очень хорошо себя чувствуют люди-машины, люди-звери, люди-боги. Литература? Мы как проклятые читаем фэнтези или его высоко-художественные разновидности, допустим, Акройда или Павича - ведь нет ничего стыдного в том, чтобы читать этих авторов в метро? Мы ходим на глупые фильмы про Фродо и Поттера, потом ругаемся, плюемся... И ждем следующей серии. Мы очень любим магазин "Путь к себе" потому что там продаются книжки про черную магию (ну что, нам эта магия когда-нибудь пригодится?), там фотографируют ауру и диагностируют деятельность чакр (у меня, например, сине-зеленая и вся в арабских узорах, а у вас?), а еще там есть огромная доска объявлений, где можно найти людей, завтра выезжающих в Тибет, танцующих животом и страдающих групповым столоверчением. Мы знаем, что все это чушь собачья и игры ума, но каждый раз рассматриваем содержимое доски в смутном предчувствии - чего? Что с картинки нам помашет рукой индийский чудодей Сам Баба, материализует нам колечко и жизнь наша переменится к лучшему?

"Я верю, что в будущем сон и реальность - эти два столь различных, по видимости, состояния - сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность". Андре Бретон

Фрейд: "Один из наиболее надежных способов вызвать ощущение тревожащей странности - это создать неуверенность насчет того, является ли предстающий нашим глазам персонаж живым существом или же автоматом."
Фрейд был любимым идеологом сюрреалистов. Его обожал Сальвадо Дали и уважал Андре Бретон. Его идеи о высвобождении бессознательного во сне страстно переплетись с отказом сюрреалистов от здравого ума. В начале 21 века, когда оплотом сюрреализма стал кинематограф, наше бессознательное развлекают роботолюди, звероподобные монстры, ожившие куклы и зловещие мертвецы.


"В сюрреализме мы имеем дело исключительно с фурором. Важно понимать, что речь иедт не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием."
Андре Бретон, отец сюрреализма

к оглавлению

Hosted by uCoz