11 сновидцев

Зигмунд Фрейд

Австрийский врач-психиатр.

Пионер психоанализа. Подарил миру теорию бессознательного, отданного во власть либидо. Все мы хотим чего-то невероятного в половой сфере, но не может, потому что стесняемся. Наши задавленные желания вылезают в снах, но не просто так, а в завуалированных формах. Задача психоаналитика - выслушать сон и подтолкнуть пациента к пониманию того, что он хочет оргий ("доктор, откуда у вас такие картинки"). Если бы оргии снились нам в неприкрытом виде, мы просыпались бы от стыда, ходили бы с хроническим недосыпом и умерли бы по этой причине.
Теория Фрейда давно устарела. Потому что нам ни фига не стыдно, мы запросто видим сны с любыми сексуальными перверсиями и с легкостью участвуем в них наяву.

Карл Густав Юнг

Швейцарец, философ, психолог, антрополог, ученый-энциклопедист, исследователь культуры и религии.

Считал, что бессознательное стонет не под гнетом секса, а под тяжкой пятой архетипов. Бессознательное наше вовсе не личностно, а коллективно. В нем туча мифов, богов и героев. Определенные, устоявшиеся сюжеты, которые мы знаем из сказок, однотипные у разных народов мира (допустим, герой спамает героиню из лап чудовища). Если Фрейд доказывал, что сны - это разговор человека с самим собой, то Юнг совсем наоборот считал, что через сновидения мир говорит человеку о глобальном. Но однозначно истолковать эти сообщения невозможно, не в человеческих силах.

Алексей Михайлович Ремизов

Русский писатель, график

Вместо нормальных картин рисовал орнаменты. Написал 8 томов произведений на любителя измененных состояний сознания. Коллекционировал русские народные игрушки и чертей, занимался каллиграфией, любил старые книги и страшные сказки. Определенно полагал, что он есть очеловеченный черт, изгнанный из чистилища за случайное доброе дело. К таким же изгоям причислял Гоголя, потому что не мог земной человек знать и чуять такие вещи, о которых Гоголь писал запросто. Говорил о том, что есть колдуны "урожонные" (по природе своей) и "ученые" (другими колдунами), так вот Гоголь - что ни на есть урожонный. Для таких, как он сам и Гоголь, Ремизов выдумал Обезьянью Великую и Вольную Палату, в которой состояли Блок, Розанов, Ахматова, Шестов, Белый, Розанов, Бакст, Гумилев и другие.

Издал свои сновидческие дневники "Бедовая доля" и "Мартын Задека", трактат "Огонь вещей. Сны и предсонье". Современники всего этого не одобрили, отозвались, как о полном бреде. Что делать, в те глухие времена психоделика еще не вошла в моду. О себе Ремизов писал: "Из трех моих братьев — двое лунатики... А я и не лунатик, и не во сне, и не в луну, а искал головокружительных карнизов".

Г.И.Гурджиев

Мистик и практик.

Самой известной мыслью Кастанеды о сновидении можно считать теорию: увидеть свои руки во сне и тем самым осознать себя в сновидении, понять, что спишь и видишь сон. На самом деле штуку с руками придумал не Кастанеда и не его Дон Хуан, а Гурджиев за 50 лет до них.

Вслед за мастерами суфийской школы, Гурджиев говорил: "Фактически человек является некоторым видом сна. Все является глубоким сном". Его коньком была практика, отработанная у суфиев веками: говорить себе "я есть". Ходить, смотреть, действовать, но каждый момент времени вспоминать, что вот он я, а все остальное - не я. И чего это "вечный я" так увлекается изменчивым, чужим, приходящим-уходящим миром? При постоянном осознавании себя в обычном мире, люсидные сны уходят на второй план. Конечно, приятно и во сне сказать себе "я есть", перестать бояться кошмара, полетать немного. Но это не главное. Главное - пробудиться наяву.

Школа Гурджиева называлась "Четвертый путь". О ней можно почитать у его сподвижника Успенского. В некотором смысле последователем Гурджиева считают Ошо Раджниша.

Франц Кафка

Австрийский писатель.

Был одержим видением невидимого. Он пытался зарисовывать невидимое - рисунки не были похожи ни на что. "Мои рисунки - не образы, но личное идеографическое письмо, - говорил Кафка. - Мои фигуры не имеют правильных пространственных пропорций. Они не имеют собственного горизонта. Перспектива фигур, очертание которых я здесь пытаюсь выхватить, находится перед листом бумаги, на другом, незаостренном конце моей ручки - во мне."

Кафка записывал невидимое, то есть свои сны, максимально четко. Он всматривался в мельчайшие детали, изучал топографию сна, разведывал все о каждом герое - и писал, писал. Читать Кафку тягостно потому, что в его снах надо пригибаться. Там всегда низкий потолок. Почему ему снится такое узилище, Кафку не интересовало. Его не увлекал психоанализ и популярные сонники.

Судя по книгам Кафки, он видел исключительно кошмары. Или так, дурные сны бросали вызов его воле. Русский филосов Подорога пишет: "Сновидное бесстрашие Кафки пугает: он пытается удержать видимое, "великий страх" прямо перед собой, победить его подробным, медленным, бесконечно длительным во времени разглядом... Сновидение как испытание, а не
как избавление или радость свободы, сновидение как проклятие."

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали

Каталонец, живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист.

Его картины сами по себе являются снами, нуждаются в расшифровке. Дали не придумал сюрреализм, он только вошел в круг его последователей и возвел полумертвое течение в культ силой своих кошмаров. А через 10 лет был исключен из группы сюрреалистов по причине неуважения к коллегам.

В понятие сюрреализма (от франц. surrealisme, буквально "надреализм"), помимо прочего, входит власть сновидений. Сюрреализм накрепко связан с психоанализом - как временем процветания, так и идеологией. А Дали был связан с Фрейдом. С одной стороны, книги Фрейда давали Сальвадору образы для работы, с другой строны, мода на психоанализ стала ему лучшей рекламой. Дали как бы иллюстрировал Фрейда.

За снами Дали следил так: садился в кресло на террасе, держа в руке большой ключ. Задремывал и тут же просыпался от грохота ключа, упавшего на каменные плиты террасы. По другой версии, участиками перфоманса были ложка и металлический поднос. Как бы то ни было, нескольких мгновений дремы хватало ему для одного, но четкого видения. Среди прочих сновидческих причуд Сальвадора: слуги, подносящие к его носу спящего Дали пузырьки с ароматическими веществами, звенящие в колокольчики разной тональности, и хозяин, яростно записывающий изменение образов сна под влянием внешних воздействий.

Хорхе Луис Борхес

Аргентинский писатель.

Прототип слепого библиотека Хорхе в "Имени Розы" Умберто Эко. Представил теорию о равенстве между миром посюсторонним и сном в эссе "Страшный сон" и "Натаниел Готорн". Собственно, все его замечательные рассказы говорят об иррациональном, в итоге - о сне. Борхес полагал, что сновидец "сам только призрак, который видится во сне кому-то".

Книги с пометкой "Личная библиотека Борхеса" (переиздание его любимой литературы) так или иначе крутятся в теме магических сновидений.

 

Карлос Кастанеда

Антрополог, добившийся феноменальной популярности своими вольными пересказами индейской йоги.

Это случилось на взлете интереса к нью эйдж, новой эре сознания, а также в условиях неуемной тяги американцев к своим - якобы - корням. Предприимчивый юноша Карлос сумел из студенческих изысканий сделать мистический сериал, по напряженности повествования соперничающий с детективом.

О сути сна он писал (ссылаясь на своего информатора Дона Хуана) примерно следующее. Нельзя научиться сновидению. Если у тебя есть намерение узнать о мире побольше и намерение это не меняется в течение достаточно долгого времени, то сила вступит с тобой в диалог и сны пойдут к тебе.

С точки зрения мага, мир представляет собой собрание светящихся нитей. У каждого человека есть свой приемник, "точка сборки". Он расположен со стороны спины. Пучок нитей со всех сторон входит в точку сборки и человек воспринимает мир, как определенный набор сообщений. Если точка сборки переместится и затронет другие группы нитей, человек увидит другой мир.

Точку сборки перемещают пассами, строго регламентированными движениями. Эта наука называется "тенсегрити" и имеет мало общего с традиционной йогой (на первый взгляд). Если передвинуть точку сборки во сне, можно детально разглядет другие миры и немного пожить в них. Можно остаться в одном из них.

Вокруг Кастанеды вот уже два десятилетия неимоверное количество разговоров. Дальше разговоров дело не идет. В среде практиков к кастанедистам относятся иронически.

Милорад Павич

Балканский Борхес.

Его программное произведение "Хазарский словарь" (наиболее часто цитируемая в интернете бумажная книга) начинается с того, что хазарскому кагану (президенту) приснился сон. И расшифровывался он как знамение о принятии его народом новой религии. "Словарь", описывающий хазарскую полемику IХ в., воистину фантастически, да и остальные книги Павича набиты снами, как бочки селедками.

Милорад считает, что "любой сон каждого человека воплощается как чья-то чужая явь". То есть, все мы взаимно обусловлены сновидческой реальностью. Один живет себе, а другой видит его во сне и - при желании - может его найти. Есть люди, которые подбираются к спящим и смотрят сны их глазами, есть ловцы снов, есть путешественники по ландшафтам сна. Целая каста dreamworker'ов.

Стивен ЛаБерж

Доктор философии, наш современник.

Один из главных авторитетов в изучении ОС (осознанных сновидений) или люсидных снов. Изобрел очки для сна и пробуждения внутри сновидения. На русском языке вышли его книги «Осознанные сновидения» и «Исследование мира в осознанных сновидениях». В них есть все, чтобы начать видеть, а точнее, запоминать свои сны. С правильным поведением во сне - сложнее, но все же реально.

Основные принципы ЛаБержа. По пробуждении каждый раз спрашивать себя: "Что я видел? Где я был?", ввести это в привычку. Наяву постоянно спрашивать себя: "Я сплю или нет?" и искать тому подтверждения. Рано или поздно вы зададите себе этот вопрос во сне, найдете приметы сна и станете независимы от той реальности.

Самая забавная разработка ЛаБержа - сновидческое телевидение. Найдите во сне большой монитор со множеством регуляторов. Включите его и смотрите сны во сне, передачи собственного изготовления, настраивая по вкусу звук, цветность. Переключая каналы.

Антонио Менегетти

Типа, философ. Итальянец с плавающей датой рождения.

На вид - сущий Тартюф или Обманщик с большой буквы. Обман его в том, что за чрезвычайно большие деньги он учит тому, что просвещенным людям давно известно. Занимается он по большей части с русскими, а точнее с женами обеспеченных русских и бизнесвуменами, желающими знать больше и быть лучше. Его доктрина "онтопсихология" («психология бытия», «бытийная психология») разъясняет, что сны отражают работу внутренних органов человека, патологические процессы в теле и психике. Своим студентам Менегетти внушает мысли об избранности и особой миссии по окончании его заведения. Особенности обучения покрыты тайной - ни дать ни взять, ложа.

Штаб-квартира онтопсихологии расположена в питерском университете (очень похоже на филиал морского общества Хаббарда в московской alma mater на Моховой, организованный в период перестройке и ныне закончивший свое существование). В эзотерических магазинах имеется масса книг за авторством Менегетти. Их стоимость на порядок выше всех других книг, как оккультного, так и литературного содержания. Впору призадуматься.

Hosted by uCoz