Длинное и Алое

Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого. Марк Твен, писатель


Жила-была одна девочка. И был у нее муж, весь из себя красавец, звезда экрана. Прямо-таки, эфеб. Ходил он, бывалыча, по грязным московским улицам в белом пальто в пол, помахивая тростью с резным набалдашником, меланхолично оглядывая окрестности, весь в думках: "кого бы сегодня осчастливить своим обществом?" И было вокруг него друзей и женщин предостаточно. И жизнь их была сладка, как мед в горшке у Винни Пуха.

Чего нельзя сказать о жизни девочки, жены эфеба. Она частенько проливала слезы на грани развода с ветреным супругом. Однажды отношения данной пары дошли до, казалось бы, точки.

Девочка решила расстаться со своим неземным супругом красиво. Устроить ему прощальный банкет. Она заказала столик в ресторане. Провела день в массажах и грязях. Восстала сущей королевной. Заняла у подруги алое вечернее платье и туфли на высокой-превысокой шпильке. Когда девочка и ее муж, оторопевший, на полшага позади нее, вошли в ресторацию, все владельцы золотых цепей и печаток разом подняли свои заплывшие глаза. Сохраняя лицо, один за другим, они подходили к столику и тихо спрашивали у эфеба цену. Осознав, что чудо не покупается, они присылали вино и фрукты скорбной девочке в Длинном и Алом.

Стоит ли дописывать, что эфеб никуда не ушел, что роман данной пары пошел после того вечера на новый виток. Сюжет: "зачем я, корова, тебя продаю? такая скотина нужна самому".

Чтобы стать в глазах мужчины необоримо привлекательной, женщине нужно или уж совсем раздеться, или одеться специальным образом. Денно и нощно ученые всего мира разрабатывают новейшие принципы соблазнения мужчин при помощи одежды. Ученые эти зовутся кутюрье или попросту, дизайнерами. Из всего вала одежных придумок, регулярно исторгаемого их гением - 80% спецодежда обольщения. Наряды для вечера.

Ритуал

Вечер предполагает развлечение, пресловутый потехи час. Все на свете коллективные увеселения вышли из религиозного действия, массового поклонения или проигрывания священных сюжетов. И бал с вальсами, и прием в посольстве, и дискотека - все они произошли от ритуала. В ритуале одно следует за другим по схеме, предписанной кем-то далеким, давно забытым. Церемония проходит неспешно, чтобы никто не отстал, не выпал из действия. Так, в 17-18 веках, когда церемониал восторжестововал над естественностью, а модные выверты над утилитарностью, парадные платья создавались, исходя из того, что движения модников будут плавными и неторопливыми.

На просторах загородных резиденций короля парадные туалеты могли быть так велики, как позволяло самомнение дам. Их юбки казались нагромождениями лент и кружев. Высота и чрезмерность декора париков измерялись гонором их владельцев. Карикатуры того времени высмеивают мужчин низкого роста, которые "возвышались" благодаря метровым взбитым кудрям и дам с кораблями на голове. Вечерняя одежда мужчин была ярче и прихотливее женской. Камзолы, шитые золотом, шелковые чулки, узкие туфли с бантами - так в общих чертах можно описать парадный костюм состоятельного человека.

19 век подарил человеку серьезность. Мужчины взялись за ум, занялись бизнесом. Их костюмы теперь не назовешь экстравагантными. Черный верх, черный низ, белый накрахмаленный воротничок, строгие ботинки - так они ходят на праздники. Женщины, совсем наоборот, полны фантазий относительно кринолинов и тюрнюров, этих искусственных улучшителей фигуры. Размеры юбок по-прежнему диктует ритуал: "После вас. - Нет, только после вас".

 

Современные платья как колючая проволока: защищают территорию, но позволяют ее осмотреть. Денни Кей, комик

Ностальгия

Достаточно посмотреть фильм Этторе Сколы "Бал", чтобы оценить и оплакать то, что мы имели да потеряли в сфере вечерней моды за сто прошедших лет. В одном и том же танцзале сбивает каблуки поколение за поколением.

10-е годы: платье "песочные" часы, тонкая талия, однозначное декольте, пышная юбка до пола, часто со шлейфом, томность и все еще ритуал.

20-е: увлечение театральной модой, перья да камни самоцветные, узкий силуэт, длина до колена, все для того, чтоб плясать фокстрот с чарльстоном.

30-е: шелк и снова до пола, облегающий фигуру и струящийся, голая спина, нитка жемчуга.

40-е: нехватка тканей в военное время сделала вечерние платье узкими и довольно короткими, зато стиль New Look, предложенный Диором в 1947 г., развеял в прах горести лишений. Осиная талия подчеркивалась недюжинным объемом платья. Вечерний туалет мог весить 30 кг, а ширина юбки равнялась 40 метрам.

50-е: возврат к женственности - взахлеб. Множество нижних юбок, широкий пояс туго обхватывал девичью талию, пуританский закрытый верх, верх скромности.

60-е: вечернее платье полностью во власти эксперимента "all you need is love". Мини, крупный яркий рисунок, кругом цветы и графические узоры. И ослепительная новость - брюки можно одеть на банкет.

70-е: экстравагантность стала мерилом вкуса. Тогдашние веченики напоминали карнавал.

Вульгарная роскошь царла в 80-е: крупные клипсы, колье из золота и фальшивых камней, золотые ткани и даже эполеты. Накладные плечи подчеркивали крутизну персонажей званого ужина.

Но это все женщины. А что же мужчины? Развитие мужского вечернего костюма остановилось еще в предыдущем, 19-м веке. Ныне и пристно кавалерам предписано появляться в обществе в смокинге и белой рубашке, своей строгостью выгодно оттеняя легкомысленных, падких до глупой моды женщин.

Диаметр

С течением времени и ростом народонаселения отдельно взятому индивиду достается все меньше места. А значит, его костюм должен уменьшиться в объеме. Современная повседневная одежда плотно обтягивает тело, выдавая все секреты. Последним сдается вечерний туалет.

Весь 20 век парадное платье держало оборону с переменным успехом, но как ни прискорбно, в последнее десятилетие его объем сошел на нет. Все меньше ткани требуется, чтобы вывести в свет дебютантку. Танцполы уменьшаются, количество танцующих растет. Даже накладные плечи кажутся сегодня громоздкими. Оптимальным нарядом для вечера становится маленькое черное платье: и в пир, и в мир, и на свадебку. Оно худит и занимает мало места. В 30-е годы его придумала женщина будущего Коко Шанель. Она знала секрет - как сделать женщину маленькой и твердой. Мундир в клеточку с золотыми пуговицами днем, черное приталенное без отделки вечером. Все внимание на лицо. Или на личность, как вам угодно.

История моды после Второй Мировой - это история уменьшения диаметра одетой женщины (предполагающая процесс уменьшения женщины раздетой). Ушедший век последовательно формировал культ худобы. Агония тяги к мясному, основательному пришлась на голодные годы войны. Тогда ценными качествами женщины были стойкость и крепкие ляжки. Послевоенное возрождение застало женщину уже достаточно худой, чтобы не пользоваться корсетом. С тех пор анорексия стала такой же популярной, как кариес.

Диеты занимают почетные страницы во всех женских изданиях. Звезды худеют и становятся похожими на греческих мальчиков-антиноев. Вечерние наряды все больше напоминают тоги и пеплосы. Шикарные ткани ниспадают. На них все меньше швов и вытачек (благодарствие новым технологиям!).

 

Платье должно быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы женщина, и достаточно свободным, чтобы показать, что бы леди. Эдит Хед, дизайнер

Секс

От новых тканей, облегающих фигуру без морщинки, до сексуального призыва - один несмелый шажок. Всмотритесь в хроники сексуальной революции 70-х и поразитесь - насколько пуританскими окажутся их раскрепощенные парадные платья. То, чем они протестовали, сегодня нельзя соблазнить даже сексманьяка. Вот Дженис Джоплин на диване. Сидит, прищурившись лукаво. Все видала, многое себе позволяла. Бусы по всему телу, большая низкая грудь, некий вырез. Довольно вяло. А ведь полмира половозрелых мужчин возбуждалось на нее.

Для сравнения - Кайли Миноуг. Рассмотрим предпоследний ее клип "On a Night Like This" (тот, что в дискотеке). Что на девочке одето? Похоже на минипеплос, два куска супердорогой высокотехнологичной ткани, скрепленные между собой в четырех точках. На плечах и на талии. Это прекрасное вечернее платье, в котором на свой страх и риск девушка может прийти на танцпол, быстро найти себе нужного партнера и не задаваться более вопросами отсутствия любви и смерти.

Или вот одежда из сексшопа. Еще недавно (господи, пять лет назад!) она еще считалась верхом восторга и неприличия. А сегодня есть ангелы чарли и троица из матрицы. Они одеты в латекс. Еще пара лет пройдет, обыватели перестанут реагировать на сексуальную одежду как на явный объект желания и сексшопы разорятся. А еще через год изобретут дышащий латекс для бедных и рынки мира взорвутся вечерними одеждами из этого гладкого, блестящего, дьявольски притягательного материала.

Теперь пару слов о мужчинах. Как ни странно, классический, якобы надоевший смокинг выглядит с сексуальной точки зрения куда заманчивей любой дорогой двойки. Секс в глазах женщин - прежде всего, романтика. Чудовище из американского мультика про аленький цветочек, Ред Батлет из "Унесенный ветром" и какой-нибудь абстрактный лорд из дамского романа имеют одно общее пьянящее качество. Все они - в смокингах и белых рубашках.

Психотерапия

Рассказываю фильм Бибана Кидрона "Вонг Фу, спасибо за все. Джулия Ньюмар" ("To Wong Foo - Thanks For Everything. Julia Newmar"). Три здоровенных мужика-драгквин едут по Америке на драгквиновский конкурс красоты. В своих трепетных сердцах они несут огонь свободы - хоть какой. Хочешь, от общества зануд, хочешь, от собственных комплексов. В одном американском селении встречают женщину, гнобимую мужем, и великое множество других существ женского пола с угнетенным гендерным сознанием. В чем это выражается? Да в том, что они одеты неважно. Драгквины совещаются и решают научить местных дам настоящему дамскому счастью. Идут в сельский магазин, видят там горы унылого барахла, падают духом, но - чудо! в подсобке обнаруживают мешок секонд-хэнда. Яркого, вырви глаз, с перьями и блестками. Женщины, инструктируемые геями, устраивают праздник колхозного масштаба с выпеканием пирогов и плясками. Женщины в первый раз в жизни наряжаются. И их несет по кочкам. Они становятся эротичными феминистками. Главная трагическая героиня ленты восстает против мужа-тирана, выплясывая на столе средь земляничных пирогов в красном вечернем платье (sic! второе появление Длинного и Алого).

Мужчинам не понять восторга, что охватывает женщин при просмотре этого ничем не выдающегося фильма. Как не постичь многочасового захода по магазинам. Праздник начинается для женщины в тот момент, когда она втискивает тело в нечто шуршащее и приталенное. Или напротив, узкое и струящееся. Мужчины, вы в курсе, что невесты идут в загс из-за свадебного платья? И чем больше разводов они с'инициируют, тем больше свадебных платьев будет в их жизни.

Итак, практический совет женщине, которой некогда и незачем разводиться. Купите себе много вечерних платьев. Носите их при первой же сомнительной возможности. В каждой девочке копится невыраженная принцессность. Когда принцессность достигает критической массы, девочка сходит с ума и начинает творить черт знает что. Принцессность можно выпускать по каплям, чтобы она не тревожила мозг. Для этого надо часто краситься под Клеопатру, делать высокую прическу, ногти в тридцать см с инкрустацией, ходить на все вечеринки подряд. И главное - ходить туда в вечернем платье. В манто. В кринолине. На котурнах.

Одна моя подруга говорила: "Я хочу появляться на людях в обществе негра-карлика с огромным фальшивым бриллиантом на мизинце." Пусть кто-то вертит пальцем у виска. Если кривотолки тревожат всерьез, значит никакой принцессности в вас не накопилось. Можете идти в магазин "Дизель" и купить там симпатичный джинсовый костюмчик в стиле "дестрой". В нем тоже можно появляться на людях.

Мужчина, которому предстоит сделать какой-либо решительный шаг, думает: "Что я скажу?", а женщина: "Как я оденусь?" Мадлен де Пюизье, писательница

Будничность

Мы очень много работаем. У нас нет выходных и это стало предметом гордости. Мы так любим свою работу, что готовы заниматься ею круглый год без остановки. Что приводит к спонтанно возникающим праздникам. То тут, то там выпрыгивает бутылочка-другая и присовокупленный к ней день рождения. Балов у нас нет, зато есть вечеринки. Их трудно назвать церемониально выдержанными. Они тянутся корнями не к ритуалу, скорее к отдыху первобытного человека у костра, после бешеной охоты и сытного бизона. На вечеринке танцы - последнее пьяное дело. Первое дело - общение. Надо успеть посплетничать со старенькими, познакомиться с новенькими, перехватить салатик, обменяться визитками, невербально предложить секс симпатичному парню у окна.

На вечеринку мы попадаем с работы. На работе в Длинном и Алом холодно или вызывающе. Вот и получается демонстрация джинсов со свитерами, расцветки неброские, покрой демократичный. Если вечеринка была запланирована заранее и у ее участников была возможность принарядиться, приходят а) в новом, б) в дорогом дизайнерском, в) во фривольном, на работе неуместном. Ни один из пунктов не подразумевает вечернее платье для женщины или смокинг для мужчины. Со смокингами в Москве вообще довольно напряженно. Если сносное длинное платье можно подобрать в течении пары часов, то поиск проката (не пошива, не покупки) смокинга может занять дни и недели. Особенно если мужчина в размерах своих не совсем стандартный. Купить смокинг навсегда можно в свадебном салоне, но не в каждом.

Продавцы вечернего платья говорят, что стойкого спроса на смокинги нет, а потому и завозить их массово не резон. Удивительно, а т.н. стойкий спрос на платья в пол со шлейфами и декольте - есть? Здесь мы наблюдаем неконтролируемые выбросы принцессности у состоятельных дам.

Дресскод

Длинное вечернее платье для женщин и смокинг для мужчин - два базовых ингредиента понятия dress code. В таинственной русской жизни мы сталкиваемся с дресскодом при походе в закрытый клуб, помпезный ресторан. На приглашении красуется означенное стильное словечко. И все. Устроители заведения не в курсе, что дресскодов несколько (см. памятку).

Если не строить из себя таких уж принципиальных и подкованных, взглянуть правде в глаза, то получается, что дресскод нынче стал мягок. Случилось это синхронно во всем цивилизованном мире. Богатые люди стали носить простецкие вещи из принципа. Модные люди стали ходить повсюду в кроссовках под костюм, ссылаясь на плоскостопие (застрельщик движения - Стинг). Модели и суперзвезды начали появляться перед телекамерами в джинсовых изделиях (как Шер в курточке blue jeans на Оскаре 2000).

Шелковые сарафаны, скроенные по косой с драпировкой на груди - тоска! Обтягивающие платья-амфоры, расшитые бисером и позументом - согласитесь, сводит скулы! Последние оплоты вечерней моды Грэмми, Оскары, Канны поражают телезрителей сиянием тканей и безупречно накачанными формами наших непотопляемых звезд. Но это скучно, господа. Ситуацию пытается спасти Бьорк. Она появляется на церемониивручения Оскаров в карнавальном костюмчике лебедя от Пежоски и... выглядит жалко. Все эти прожженные Зеты-Джонс и Пенелопы Круз смеются над нашей смелой девочкой.

Бьорк молодец. Она не сдается и в новом клипе вышивает себя жемчугом по живому телу. В реальном времени мы наблюдаем, как нитка вслед за иголкой скользит под кожей. Голая Бьорк вся унизана бусами, это ее праздник и ее вечерний туалет. Ее личный дресскод для кого-то чистое безумие, невроз женщины-одиночки. Для самой Бьорк - седьмая высота, публичная демонстрация принцессности и в итоге, освобождение.

К черту регламент, викторианский атавизм дресскодов. Праздничное платье для женщины - это ее свобода. Женщина оголяет шею и плечи, освобождает их от бремени повседневности. Она подчеркивает талию и бедра, освобождает их от вынужденной офисной бесполости. Разрез обнажает ее ноги. Помогает чьим-то желаниям освободиться.
Самые сладкие женщины надевают Длинное и Алое. Тут тебе и психоанализ, и мощный приворот, и ритуал, и танец на столе над земляничным пирогом.

А мужчины? Могут еще пару веков побыть в черно-белом.


Памятка. Все дресскоды

1. Черный Галстук (Black Tie).
Официальный прием. Мужчины в смокингах. Женщины могут быть в коктейльных платьях, но вправе позволить себе нечто длинное и шикарное.

2. Формально (Formal).
См. пункт 1, только рубашка может оказаться черной, а галстука может не быть вовсе.

3. Белый Галстук (White Tie) или Совершенно Формально (Ultra-formal).
Обстановка - держись. Женщины в длинном вечернем. Мужчины при полном параде: светлые галстук, жилет и рубашка. Также в костюме должна присутствовать некая деталь туалета, русскому человеку практически незнакомая: cummerbund. Это такой шелковый шарф - как бы поточнее выразиться - который обматывается вокруг талии. Его носят исключительно со смокингом и бывает он красным или черным.

4. Черный Галстук Необязательно (Black Tie Optional). Означает совсем не то, что вы подумали. Просто смокинг можно заменить на темный костюм. Галстук, однако, пригодится.
Примерно та же история - Черный Галстук Приветствуется (Black Tie Invited).

5. Черный Галстук С Выдумкой (Creative Black Tie).
Есть где разгуляться. Смокинг дополняется нетрадиционной какой-нибудь рубашкой. Собственно, галстук можете оставить дома. Пусть отдохнет от невыносимой легкости ваших будней. Для женщин тоже послабление вышло: эксперты советуют длинную шелковую юбку с кашемировым свитерком.

6. Полу-формально (Semi-formal)
Ни тебе смокингов, ни платьев в пол, сплошная демократичность от известных кутюрье. Можно порадовать чужих мужей короткими и очень короткими туалетами. На мужьях - все тот же костюм.

7. Коктейль. Элегантное платье средней длины для нее и костюм для него. Цвета становятся все разнообразнее.

8. Кэжуал (Casual). В данном случае переводить "сasual" как "повседневное" опасно. Dress Code Casual не означает, что вы можете осчастливить гостей прошлогодними джинсами, которые вы носите не снимая и любите чрезвычайно. Оденьте новые джинсы, новый свитер, новые дорогие кроссовки из последней коллекции и бог с вами. Может - пустят.

Hosted by uCoz