Они повсюду. Нарисованные аппетитные девушки - что ни делай в настоящей моделью,
никогда не добьешься такого результата. Смешные мордочки - им место на этикетке
детского мороженого, а они смеются над нами с прилавков самых дорогих магазинов.
Девушки, мультяшки, супер-мены. Представители среза визуальной культуры, которых
- для обобщения - легче называть Веселыми Картинками. Или просто ВК.
Реванш ВК
Любой образованный байер скажет вам, что мода начинается с китайского рынка. Гротескные и безвкусные, плоды фантазий сельско-китайского производителя пугают. И вместе с тем наводят на размышления. Дизайнеры любят воровать идеи у городских сумасшедших - ведь только безумец в состоянии носить то, что производят китайцы, вполглаза пролистав журналы мод. Из микста свежих показов и китайского подхода рождаются бестселлеры мира моды.
Первую майку с изображением Чебурашки и столбиком иероглифов я увидела на Измайловском оптовом рынке лет восемь назад. Она была страшна, как смертный грех. Ее качество не оставляло никаких иллюзий. Но сердце мое учащенно забилось. "Вот оно!" - подумала я. И прошла мимо. К ранцам с переливчатыми драконами и мигающими кроссовками.
Сейчас 2003 год. Эпоха принтов. Победа человечков над цветочными узорами в одежде свершилась. Господин Кусто из Барселоны завоевал мир своими веселыми футболками - редкий подросток не щеголяет в тишотке с красоткой, отрисованной в вольном стиле. Пол-барышни спереди, вторая половина - сзади.
Взрослые люди ходят с глупыми покемонами на груди. Пин-ап теперь не вешают на стену, названью вопреки, его печатают на современных материалах и шьют из него сумки, с которыми, в принципе, удобно ходить за картошкой. Картинки восторжествовали. Они - повсюду. И майкой с другом крокодила Гены уже никого не удивишь.
Некоторые картинки так хороши собой, что дизайнеры не могут пройти мимо и используют их в своих работах. Это касается художников, работающих с коллажами и компьютерными изображениями, модельеров и дизайнеров, которые придумывают вещи для взрослых - но с детской символикой. Смешные персонажи завладели всеми видами визуальных искусств. Посмотрим, откуда они пришли и какому божеству служили изначально.
Разновидности ВК
Залежи старых комиксных журналов - вот настоящее раздолье для молодого дизайнера, желающего мигом прославиться, вложив в предприятие минимум энергии и денег. Выдираешь любую страницу, сканируешь приглянувшегося персонажа, чуть-чуть улучшаешь его в Фотошопе и штампуешь майки с героем и абсолютно любой хамской подписью. Успех не заставит ждать. Дело за малым: определить, каким ВК начинающий великий дизайнер отдаст предпочтение.
Американские комиксы.
Самые бессмысленные комиксы в мире. Все они - героического содержания. В них Бэтмены, Спайдермены, Люди Х, играя грудами мышц и паранормальными способностями, борются с мировым злом. Чаще всего, на карту поставлена экология - злодей хочет построить вредный завод, отравить озоновый слой или недра. А супер-герой, избивая всех на своем пути, спасает жизнь на земле. Американским комиксам присущ планетарный размах, но реплики героев говорят об отсутствии мозга в их головах с тяжелыми челюстями. Наверное, он атрофировался из-за плохой экологии в Штатах.
Бэтмены используются не самыми прихотливыми дизайнерами. Это верхний пласт культуры ВК, очевидный и агрессивный. Изображения мышцастых громил используются безвестными масс-маркетными фирмами при производстве одежды для парней "с местности".
Европейские комиксы.
Разнообразны и несомненно более утонченны. Использование этих, детально прорисованных картинок в дизайне помещений началось еще в 20-х годах: в коридорах и туалетных комнатах отелей, в барах и пабах дефекты стен скрадывались вырезками comics strip (3-4 комические картинки, напечатанные в ряд на последней странице журнала). Картинки сатирического содержания, высмеивающие пэров и мэров, модниц и щеголей, а также скупердяев (наиболее часто пародируемый порок начала века), были помещены под стекло и тем самым надежно защищены от брызг пива и мыльной пены.
Сегодня в массе европейских комиксов выделяются эротические итальянские (во главе с Мило Манаром) и французские - как боевики-детективы, так и фэнтези (последние с каждым годом набирают силу). Использование современных европейских комикс-героев в коллажах вряд ли возможно: их авторы живы, здравствуют и хотят денег за цитирование. К тому же, эти комиксы не особенно хочется резать. Их лучше увеличивать и вешать на стену как самостоятельные произведения - сюжет отступает на второй план перед мастерством рисовальщика.
Принты европейских комиксов в одежде и аксессуарах - вопрос будущего. Дело за технологиями нанесения рисунка. Французы используют в графике мелкую штриховку и полутона при раскрашивании. Нужны новые ткани, новые приемы.
Японские комиксы (манга) и мультфильмы (аниме)
Здесь все просто донельзя. Характер героя прорисован так, что распознается за версту. Ошибиться невозможно. С графикой тоже все ОК. Хоть в интернет выкладывай, хоть печатай на холстине в допотопнейшем цеху. С копирайтом тоже полегче. Манги пруд-пруди. Автора ищи-свищи. Тем более, что в Японии отношение в манга-рисовальщикам самое восторженное. Общественные организации и издательские конторы идут навстречу молодым художникам. Устраивают комиксерам съезды и конкурсы, чтобы там отбирать наилучших для промышленного производства ВК.
Ибо каждый день на островах выходят сотни комиксов с продолжением, и рабочие руки ой как нужны. Талантливые начинают рисовать комиксы за деньги в старших классах, автоматически пересаживаясь со школьной скамьи в редакцию манга-ежедневника. Это хорошие деньги, уважаемый труд, и почти все японские школьники рисуют в надежде на успех. Поэтому интернет густо забит плохой и хорошей мангой - дизайнеру есть из чего выбрать.
Мультфильмы (все, кроме аниме)
Волшебная пещера Алладина для практикующего дизайнера. Зайдя в нее, ты можешь любоваться сверкающими сокровищами, но вынести что-либо не имеешь права. Богатства охраняет магическое слово "копирайт". У любой мультяшки есть законный владелец. И только вековая сельско-китайская мощь способна превозмочь силу копирайта. Потому что китайцев много, все они одинаковые и одинаково сильно любят умильных мульт-героев. Да, они гонят немыслимыми тиражами рюкзаки и пеналы с Гарри Поттерами по смехотворным ценам. Так же, как подделывают сумки Гуччи и Прада - они отличаются от настоящих только ценой. Поэтому вопрос: "использовать или не использовать героя самого свежего и модного мультфильма?" в Китае считается риторическим.
Лучший пример этой политики - история с героиней корейского, чрезвычайно популярного комикса "Pucca" (в сети он существует в виде мультов-короткометражек). Пукку, его бойфренда Гару и семейство узкоглазых зайцев Mashi Maro сейчас можно встретить везде - на рынке, в Детском мире и в самом дорогом магазине. Толстушка с глазами-щелочками и двумя пучками а ля ранняя Бьорк на круглой головушке украшает собой ручки, блокнотики, сумочки-думочки и опять же футболки. Думаю, корейские авторы культурного феномена не подозревают об уровне московских продаж.
Ложные мультяшки.
Смешные герои, у которых нет исходника. Имеется в виду, что нет никакой истории, сюжета, готового мультфильма или комикса, а есть нарисованный персонаж, который хорош сам по себе. Художники, изобретающие такие ВК, мыслят следующим образом: "Раз пошла такая давка на предмет использования Микки Маусов, не сделать ли мне что-то подобное, но помоднее и чтобы самому нравилось".
Так родились странные существа Такеши Мураками, одного из самых востребованных на западе японских художников. Сначала это были вариации на тему нашего отечественного Чебурашки, затем Такеши оттолкнулся от образа (опасаясь копирайта) и двинулся в сторону глазок, которые покрывают его творения полностью, и хищных ртов с акульими зубами (согласитесь, у Чебурашки такого оскала не было). Цель достигнута, копирайт успешно обойден, Чебурашка Такеши Мураками обошел весь мир. И сам Louis Vuitton заказал японцу очередную ВК для весенней коллекции сумок.
Пин-ап
Мы отходим все дальше от сюжетов и героев, имеющих характеры и умеющих говорить. Рассматривая мир ВК, преступлением будет обойти бесхарактерных и молчаливых красоток в стиле "пин-ап". О, как они умеют молчать! Изогнувшись сладострастно, полуоткрыв лепестки ярко накрашенных губ, раскинувшись на оттоманках, теряя интимные детали туалета.
Пин-ап используют в дизайне одежды, аксессуаров и интерьера так часто, что хочется ввести в этой области некоторые ограничения. Например, пустить утку, что дурновкусие это - выпускать еженедельники с красоткой на обложке. Хорошего тоже иногда бывает слишком много.
В контексте хочется привести поучительный пример с Альфонсом Мухой. Как-то раз русские байеры и полиграфисты полюбили стиль модерн. И закупили, и напечатали столько календарей, постеров и альбомов с работами чудесного иллюстратора Мухи, что теперь он из мастера сецессии превратился в штамп дурного вкуса. Эстеты стали говорить: "Да у него на кухне Муха висит, что ты от него хочешь?" Сдается, что за последние пару лет и пин-ап удостоился их кривой улыбки.
Фентези
Чтобы быстро и точно узнать, какие изображения популярны на данный момент среди молодежи, нужно набрать несколько секретных адресов в интернете. Там, в сетевых дневниках и бесплатных он-лайн галереях, школьники вывешивают все, что мило их сердцу. Специалисты по комиксам в один голос утверждают, что за последнюю пятилетку спрос на фантастические комиксы вырос в несколько раз. И динамика все еще прослеживается.
Картинки в дневниках подтверждают эту максиму. Вампиры и межгалактические рыцари, застывшие в эффектных позах (стилю фентези присущ изрядный пафос), поражают продуманностью костюмов. У них подчас нет истории - или она довольно условна. Как и у ложных мультяшек, как у девушек пин-ап, у персонажей фентези есть самоценность. Их хочется рассматривать, им хочется подражать.
У этого вида ВК две возможности сослужить службу дизайнеру. Первая - послушно перекочевать на майку или сумку, но этот путь так скучен, что и говорить о нем неохота. Вторая - поделиться одежкой. Если подросток способен часами рассматривать рисунки, тратить компьютерное время (доллар/час) на их поиски, распечатывать и хранить фентези-ВК, то почему бы ему не купить готовую одежду своего героя. У костюма, стилизованного под исторический, гораздо лучшее будущее, чем мы может себе представить сейчас.
ВК в действии
Первым приходит на ум Кастельбажак. Его погружению в мир ВК-реалий уже больше трех лет. Он начал с женской коллекции весны 2001 года. По подиуму ходили кукольного вида барышни в одежках с принтами французских комиксов 50-х, подпоясанные аппликациями в виде традиционных комиксных выкриков "Arghh!", "Whizz!" и "Badaboom". Мужская коллекция этого лета в стиле "крутые ребята балуются боксом" содержит несколько маек с героическим профилем утенка Дака, старинной диснеевской мультяшки.
Бельгийский дизайнер Том Ван Линген несколько лет назад обращался к пучеглазому образу PowerPuff Girl, героине популярного мультфильма для радикально настроенных девочек (автор образа -Элизабет Нэфью). Гораздо более популярной девушке Сейлор Мун везет куда меньше. Она слишком дорога и недоступна для официальных коллекций, поэтому ее хвостики и ножки от ушей украшают исключительно нелегальную продукцию.
Хорошо известный нетребовательному покупателю часовой производитель Сейко основательно договорился с наследниками Диснея и выпускает "мышиные" наручные часы и будильники в таком ассортименте, что остается только диву даваться.
Косметические фирмы тоже любят ВК: посредственно срисованная с манга Прекрасноглазка (Eyebeauty), стала торговым знаком Eyeko's; продукцию марки Dirty Girl украшают каллиграфические росчерки, из которых складывается образ девушки, принимающей ванну; на обложке каталога фирмы Benefit, подобно Мерилин Монро, особа в стиле 20-х борется с испарениями вентиляционной шахты, пытается водворить на место задранную юбку. Но мы все равно видим белую полоску бедер и черную - резинки чулков, что отсылает нас к стандартам пин-ап. Совершенно пин-аповские девушки - Габби и Лана - украшают косметички Benefit.
К ВК, а точнее к комиксным перипетиям ("он ему кааак даст, и тот ему кааак врежет, а тут появляется инопланетянка, почти голая") охотно обращаются представители contemporary art, художники, зачастую толком не умеющие рисовать, но обуреваемые амбициями в области изящных искусств. Лучших представителей этого направления можно увидеть в бостонском Институте Современного Искусства с сентября 2003 до начала следующего года. Там проходит по выставка Splat Boom Pow! The Influence of Cartoons in Contemporary Art (Влияние мультфильмов на современное искусство). В данном случае, на вооружение берутся не мультфильмы, а именно комиксы. А общий настрой акции - скорее социальный, нежели культурологический. Splat Boom Pow! представляет три поколения художников, использовавших темы комикса для выражения своих идей. Первое поколение - Рой Лихтенштейн, Сигмар Полк, Мел Рамос. В 60-е годы их беспокоил главный американский принцип "все продается, все покупается".
Второе поколение - художники 70-х, считавшие, что своими работами они борются с войной во Вьетнаме, расовыми гонениями и голодом в Африке. Более молодые Раймонд Петтибон, Ида Эпплбруг и американский японец Роджер Шимомура занимались проблемами притеснения национальных сообществ внутри страны и прочими несправедливостями.
Как видите, это подход максимально далек от проблем выбора сумочки для танцев - с Микки Маусом купить или с китайской девочкой? Меж тем, в выставке участвуют работы того же Такеши Мураками (автора модифицированного Чебурашки) и Энди Уорхолл, который при жизни был всем доволен, вовсе не протестовал, а напротив - наслаждался обществом потребления.